Часть І: Удачное стечение геополитических обстоятельств или contra spem spero

Warszawa

К концу первого десятилетия XIX века Польша, благодаря Наполеону и удачному стечению обстоятельств, вопреки превосходящей многократно мощи своих поработителей (России, Австрии и Пруссии) вернулась на карту Европы под именем Великое Герцогство Варшавское. Казалось, что жизнь налаживается, а история, наконец, повернулась к полякам лицом и улыбается своей пленительной и завораживающей улыбкой. Однако не тут-то было, улыбка Фортуны столь переменчива. Удача отвернулась от поляков в очередной раз еще быстрее, чем раньше.
В самом начале 1812 года Россия и Франция разорвали отношения, а французская армия, численностью 670 тыс. человек (из которых 100 тыс. составляли поляки) перешла границу российской империи и направилась на Москву. Справедливости ради стоит сказать, что выставление 100-тысячной армии было для Герцогства Варшавского достаточно серьезной нагрузкой. Что было дальше – слишком хорошо известно, чтобы повторяться. 7 апреля 1812 две армии сошлись под деревней Бородино, обе армии понесли огромные потери, но «Москва, спаленная пожаром, французу отдана…». Французы, не долго радовались и, не вынеся превратностей русского климата и не имея возможности наладить обеспечение армии, вынуждены были отступить.
Поляки потеряли в этой кампании до 70% своего войска. Но главное – утратили то, что принадлежало им по праву и во второй раз за последние 20 лет потеряли государственность. Русские преследуя Наполеона в начале 1813 года вошли в Великое Герцогство Варшавское. Юзеф Понятовски, собрав силы, вместе с 5-ым корпусом подался за императором Франции и в октябре 1813 года погиб под Лейпцигом. Примечательно, что в ходе последней битвы Наполеон наградил Юзефа Понятовского званием маршала Франции.
Поражение Франции было крушением всех польских надежд на скорое восстановление польской государственности.
Однако ставка на Наполеона не прошла даром. Детище Бонапарта сослужило еще относительно добрую службу полякам. Царь Александр, стремясь заручиться поддержкой поляков, сохранил Великое Герцогство Варшавское, как границы относительной польской автономии в составе Российской империи, новую конституцию было поручено разработать Адаму Ежи Чарторийскому, но это уже совсем другая история.
С именем Наполеона были связаны самые смелые надежды поляков, возобновление государственности, возвращение земель, которые были утрачены в ходе Разделов Польши в конце XVIII века. Попытка, несмотря на первые успехи оказалась неудачной, а в детище Наполеона даже не вспоминало о названии Польша. Но начало XIX века стало, возможно, настолько ярким и светлым пятном во всей польской истории этого столетия, что миф Наполеона прочно обосновался в исторической памяти польского народа: Dał nam przykład Bonaparte,/
Jak zwyciężać mamy.

Jacques-Louis David. Napoleon przekraczający Przełęcz Świętego Bernarda w 1800 roku Bonaparte franchissant le Grand-Saint-Bernard (1801, 261 × 220 см, Zamek w Malmaison, Paryż) — foto z Wikipedii.